Естественные права личности — основа характера человека


В период освоения естественных прав, на ранних этапах развития, закладывается основа тех механизмов, что впоследствии складываются в личность. В этом смысле, естественные права – один из основных обуславливающих факторов построения личности.

Само понятие естественных прав вводится у Александра Лоуэна, хотя пояснения к ним слегка размыты и очень приблизительны. В его перечислении этот список выглядит так: право быть, право быть обеспеченным, право на автономность, право на независимость и право желать-достигать. Каждое следующее право есть развитие и укрепление предыдущего, но вносит в него свои оттенки. При этом у Лоуэна трудно понять разницу между автономностью и независимостью, кроме ссылки на биологический период. К тому же мы сочли необходимым разделить право желать-достигать на два отдельных права. Получившийся у нас список естественных прав содержит шесть пунктов: быть, обеспеченным, автономность, независимость, желать, достигать.

Право быть

Появляясь на свет, ребенок сам факт своего рождения воспринимает, как «то, что уже свершилось». Вся его дальнейшая жизнедеятельность основывается на убеждении «я существую». Более того, на первых порах жизни эта аксиома практически не подвергается сомнению и не нуждается в обосновании.

Право на существование, это первое право, которое мы воспринимаем. «Я достоин жить потому, что я уже родился». Подкрепляется это право тем что, пройдя перинатальный период и сам процесс родов, мы считаем, что уже заслужили свое существование. Хотя полное осознание этого права приходит позже. На начальном же этапе жизни оно воспринимается как прямая трансляция нашего опыта рождения, которая толкает нас на укрепление своего права существовать, на нахождение своего места в новых условиях реальности. Не малым подспорьем в становлении этого права является инстинкт самосохранения. Таким образом, право «быть» представляется как положительная антитеза страху смерти.

В результате, ребенок воспринимает необходимость жить как данность, не требующую доказательств.

Быть обеспеченным

Право быть обеспеченным в своих потребностях – второе из естественных прав, осознаваемых ребенком. Это убеждение складывается у нас еще в раннем детстве, проистекая из необходимости кормления, это тот период, который Фрейд обозначил как «оральная стадия» развития. Именно на этой стадии мы обнаруживаем, что теперь лишены былых благ. Потребность в пище, тепле и заботе вызывает чувство неудовлетворенности, которое в свою очередь, находит позитивное разрешение в контакте с матерью. Мать на данном этапе воспринимается как единственный источник удовольствия и удовлетворения насущных потребностей. Увязав удовлетворение потребностей в пище с получаемым в результате удовольствием, ребенок находит в этом событии соответствие удовлетворенной потребности. Что в свою очередь приводит к желанию испытывать это состояние как можно чаще. Создается взаимосвязь между понятием «удовлетворение моих потребностей» и испытываемым наслаждением. Взрослея и расширяя круг своих потребностей, мы по-прежнему транслируем на них свое первичное убеждение, что все они должны быть удовлетворены.

Все это приводит к формированию устойчивого убеждения: «раз я уже существую, то мои потребности должны быть удовлетворены», тем более что это подкрепляется еще и чувством счастья. В дальнейшем мы транслируем это право на все сферы жизни и воспринимаем как ее естественное проявление.

Быть автономным

Формирование этого права ярко проявлено на «анальной стадии» развития ребенка. Начинается первое столкновение с нормами опрятности, морали. Сфера внимания ребенка смещается от матери к себе. На этой стадии ребенок впервые разделяет себя и мать. Новой точкой приложения внимания служит сфинктер, опорожнения кишечника и мочевого пузыря. Ребенок вдруг сталкивается с необходимостью как-то регламентировать и контролировать эти процессы в своей жизни. Притом, что биологической потребности в таком контроле нет, единственным двигателем в направлении усвоения этого навыка выступает потребность сохранить любовь матери. Эмоциональное отношение к матери у ребенка характеризуется одновременным переживанием любви и ненависти. Не понимая, почему вдруг мама перестала удовлетворять все его потребности, а вместо этого начинает что-то требовать от него самого, ребенок ищет выход из этого противоречия.

В процессе становления этого права, ребенок приходит к пониманию, что соблюдение норм ограничивает его свободу, но может привести к увеличению удовольствия. Когда малыш с гордостью приносит маме горшок, в который он только что наложил свою кучку, ребенок рассчитывает на одобрение родителя и как следствие на получение удовольствия от него. В случае же если ребенок сделает эту самую кучку к себе в штаны, он не получает любви, а получает наказание. В результате такого развития событий ребенок приходит к компромиссному для себя решению: «я могу получать удовольствие через соблюдение мной их требований». Ребенок учится принимать решения, сообразовываясь с нормами морали и порядка.

Таким образом, принимая «правильные решения» ребенок приобретает навыки самостоятельности. Отделение же себя от матери как самостоятельного объекта и приводит к автономности. Возможность получить удовлетворение некоторых потребностей без участия мамы, базисные навыки управления собственными эмоциями приводят к пониманию того, что «я могу действовать отдельно от родителей, быть автономным».

Быть независимым

Независимость является как бы продолжением права автономности, но на новой ступени развития. Трудность восприятия разницы между автономностью и независимостью основана на том, что и то и другое право формируется на анальной стадии.

Независимость возникает из понимания того, что управлять своим удовольствием ребенок может сам и не зависит в этом от мамы. Частным случаем такого понимания является ранняя детская мастурбация, в процессе которой ребенок замечает что может получать удовольствие сам, минуя маму. Играя с собственными гениталиями, ребенок не только восполняет недостаток тактильных ощущений, но осознает, что получает удовольствие совершенно независимо от мамы. Понимая это, ребенок начинает отстаивать свое право на независимость от родителей удовлетворения собственных потребностей. Противопоставляя себя родителям, ребенок учится говорить «нет». Таким образом, формируется убеждение, что «мои потребности не зависят от родителей, а значит, я могу удовлетворять их независимо от них». Это является неоспоримым подтверждением того, что ребенок переходит на новую ступень развития в своей жизни.

Это право является следующей ступенью по отношению к праву быть автономным. Только теперь идет борьба за свободу принятия решений, независимо от внешней оценки. Это стадия самоутверждения, заявление об отдельной самости человека. Формирование своей независимой системы оценок, когда чужое мнение постепенно заменяется своим собственным.

Желать

Приняв для себя идею собственной отдельности от родителей и того, что возникновение собственных базовых потребностей неподконтрольно им, ребенок понимает, что его желания представляют самостоятельную ценность. Формирование права желать приходится на начало эдипальной стадии развития (по Фрейду).

Сексуально окрашенные действия в этот период жизни не несут в себе смысл, который вкладывают в эти же действия взрослые. Это всего лишь проверка права испытывать такие желания. Протекание этого периода в жизни человека формирует у него отношение к собственным желаниям. На этой стадии ребенок учиться подбирать правильную реализацию своего желания или же вырабатывает механизмы подавления. Если несколько самых разных действий на удовлетворение одного и того же желания так и не находят своего положительного разрешения, то формируется запрет на само желание.

Право желать формируется под воздействием развития ранней сексуальности и столкновения этих желаний с нормами поведения. Этот конфликт имеет значительные последствия. Ребенок активно познает мир, ищет разнообразные пути реализации своих желаний, активно фантазирует, интеллектуально развивается, создавая максимальное количество возможностей для осуществления желания. Ведь тогда оно точно будет реализовано.

Достигать

Это право напрямую связано с желаниями, точнее с их реализацией.

Для человека становиться более важным не проверка правомочности своего желания, а действие на достижение. Удовольствие испытывается уже не только и не столько в процессе действия, а сколько уже по достижении результата. Определяется это тем, что удовольствие на этом этапе может приносить не только само действие, но и воспоминание о проделанном действии.

Опираясь на право автономности, ребенок стремиться доказать свое право не только испытывать определенные желания, но и достигать их реализации.

Нарушения

Чем реализованное естественное право личности отличается от нарушенного? Тем, что проявления нами реализованного права не замечаем и мы сами, и те, кто рядом с нами, т.к. приложенные усилия четко адекватны задаче решаемой в этот момент. А вот нарушенное право можно охарактеризовать двумя четкими нарушениями: слишком много усилий или недостаточно усилий, перестарался или не доделал.

Подробнее это выглядит так.

Право «быть»
лежит в основе любого типа характера и постоянно является темой спекуляции и торговли в личных отношениях. В нормальном варианте развития это право приобретает функцию высшей точки наслаждения. Не зря на пике удовольствия у человека, переживающего это состояние, проскакивает крик-мысль: «Я живу!». Нарушение этого права может привести к двум исходам. При первом варианте нарушенного права человек впадает в полный ступор, что даже способно привести его к суициду. Дети с ярко выраженным нарушением этого права не могут развиваться дальше в привычном нам мире и если выживают, то зачастую становятся совершенно неадекватны. Замыкаясь в себе, они создают свой мир. К таким проявлениям можно отнести аутизм и состояния отстраненности от мира и других людей, кататонию например. При втором же развитии событий с нарушенным правом «быть» может сформироваться комплекс неполноценности, недостойности жизни и желание доказать всем что «Я есть!». В более позднее время эти выходы, при ослабленном проявлении, могут приобрести форму покорной, отчаявшейся жертвы в первом случае и доминирующего агрессора во втором.

Нарушение права «обеспеченности» приводит к тому, что либо человек постоянно пытается доказать свою исключительность, требуя от остальных удовлетворения своих потребностей, повышенного внимания к себе, либо человек смиряется и искренне считает, что «в этом мире нет ничего для меня, мне все равно не хватит». При нормально реализованном же праве проблем с адекватным проявлением себя и удовлетворения своих потребностей у человека не возникает. Говоря по другому, человек способен ждать – откладывать реализацию потребности на более подходящее для этого время и способен простраивать пути реализации своих потребностей сам. Если же право нарушено, то при отсутствии навыка ждать или при его слабой выраженности, человек, выбрав агрессивный путь, не способен адекватно оценить ситуацию и просто требует от других «немедленно» предоставить ему удовлетворение. Естественно, что он нетерпелив, капризен, сумасброден и т.д. Он склонен обвинять всех в невнимательности к своим потребностям. Такой человек искренне полагает себя обиженным, а всех вокруг виноватыми, в чем именно даже не важно, причина найдется. И именно за счет навязанного другому человеку приукрашенного чувства вины он и реализует свои потребности.

При пассивном же пути, т.е. чрезмерно развитом терпении, все прямо наоборот: потребности обеспечиваются, как плата за отказ от многого лишь бы сохранить и не потерять то малое, что он действительно считает своим. Где-то в глубине души такой человек считает, что своим рождением он создал большие проблемы своим родителям и именно по этому склонен испытывать вину за то, что у него вообще есть потребности. Испытывая чувство собственной недостойности и ревностной зависти к другим людям.

Что же происходит при нарушении права «автономности»? Опять таки три варианта развития событий. Первый нормальный, когда все проходит именно так как положено, т.е. человек вступает в борьбу только с тем и тогда, когда это действительно необходимо для его автономности, в остальное же время, предпочитая мирное решение вопроса за счет заключения сделок, взаимовыгодного обмена. Оставшиеся два формируются при нарушении права. При слишком развитом навыке борьбы и нарушении права на автономность возникает необходимость отстаивания этого права. Этот тип людей склонен к диктаторскому стилю жизни. Для них вполне очевидно, что только возможность диктовать свои условия и устанавливать свои правила обеспечит удовлетворение потребности в автономности. Стремление к власти может носить у таких людей гипертрофированные формы, заявляя при этом, что они «в ответе за все». Ставя себя как образец во всем, они говорят о собственной непогрешимости и безгрешности. Основной же целью при этом является лишь возможность заставить остальных обеспечивать естественные права диктатора.

Если же ребенок не имеет навыка автономности, то он выбирает путь личной привлекательности и лояльности. Такой человек склонен воспринимать себя сам и соответственно подавать окружающим как «вечного ученика». Он чувствует себя виноватым за то, что не смог выполнить наказы своих родителей. Потому то такой человек стремится переложить необходимость принимать решения на плечи других людей. Он очень восприимчив к различного рода правилам и ритуалам, ведь именно регламент и правила позволяют ему удовлетворять свои потребности и автономность не испытывая чувство вины. Ведь это же не он принял такое решение, а так просто положено делать, «так сказано в писании», «так сказал старший», «так прописано в уставе» и т.д., обоснование может быть самым разным лишь бы не выбирать. Тем более что он очень хочет быть «хорошим» и «послушным», а «старшим лучше знать что — хорошо, что — плохо». А уж если возникает необходимость выбирать между чем-то, то это может вообще привести его к невротическому конфликту.

Компенсацию нарушенного права «независимости», зависшие на этом праве люди, достигают либо за счет преувеличения уровня собственных знаний, способностей. Причем эти знания, как правило, достаточно поверхностны, ведь целью их служит получение восхищения от окружающих людей. Умение блеснуть своей эрудицией, чувством юмора или любым другим талантом, цениться этими людьми наиболее высоко. Основа их жизнедеятельности комплекс неполноценности и, следовательно, подбор способов компенсации этого комплекса через собственную значимость. Они стремятся стать великими учителями, ведь они всегда все знают и способны ответить на любой вопрос или хотя бы просто неординарными и заметными. Очень хорошо эти типы людей описаны в работах Адлера.

Либо же становятся человеком «служения», пассивным рабом обстоятельств с преувеличенным комплексом ответственности, базирующимся на том, что человек сам испытывает чувство вины перед всеми остальными. Пытаясь искупить эту вину, человек старается полюбить всех. Для него любовь это самая сильная форма служения. Преувеличенное желание быть хорошим, любимым приводит их к переоценке функций любви, приводя их к жажде любить другого. Очень часто они воспринимаются окружающими как «альтруисты», «бессребреники», «милые люди», но при этом же к ним могут относиться и такие эпитеты как «фанатик», «скользкий человек», «мягко стелет, жестко спать» и т.д. Они достигают своих целей более пассивными путями через зависимость другого человека от них. Они стремятся быть любимыми и используют для этого все доступные методы, кроме откровенно агрессивных, ведь им необходимо доказать себе и всем окружающим что они хорошие. Не получая любви от конкретного человека они прибегают к страданиям как способу получить хоть какую-то любовь хоть от кого-то. Ну, если не любовь, то хотя бы жалость. Выставляя себя в свете «жертв обстоятельств» они склонны к депрессиям и покаяниям. Для них прощать и любить практически одно и тоже, поэтому они так часто просят прощения по поводу и без. Ведь это подтверждение того, что они любимы, невзирая ни на что.

При нарушении права «желать», в активной позиции развивается гипертрофированная жажда опекать, реализуемая либо через заботу о другом человеке, либо как управление действиями и желаниями другого. Руководящая роль этих людей строится зачастую на голословных утверждениях о том, что «им лучше знать». Они смело могут рассказать о событиях тысячелетней давности «как оно было на самом деле». Они придают очень большое значение уму и почти всегда ассоциируют себя с ним, в ущерб осознанию ощущений. Они хотят быть лучшими, что бы получить право желать за других.

В первом случае человек отказывает себе в праве желать и прячет свои желания от других, чтоб ни кто не догадался, что они у него вообще есть. Во втором, он проецирует собственные желания на другого человека и помогает тому осуществить «его» желания. Его кредо: «Я сам этого не хочу, а делаю только исключительно для вас и для вашего же блага, потому, что вы этого сами хотите». Соответственно в первом случае для такого человека наиболее актуальным становиться докопаться до истины. А изучение и защищенность для него возможно только в случае только на большой дистанции с другой личностью. Они очень мнительны, подозрительны, склонны к преувеличению опасности для себя и крайне недоверчивы.

Во втором случае дистанция тоже соблюдается, но при этом осуществляется четкое руководство партнером. Чем меньше возможности предоставит такой человек замечать хоть что-то кроме себя, тем меньше шансов, что его разоблачат в его желаниях. Его задачей становиться сделать себя максимально нужным для выбранного человека, стать его мозгом и духом. И как следствие развивается нелюбовь к людям.

Нарушенное право «желать» провоцирует человека на дистанцирование от других людей, и сосредоточенность на собственных проблемах.

Нарушенное же право «достигать» формирует запрет на достижение или запрет на начало действия. Стремясь реализовать себя, они часто напоминают маленьких детей, своими чрезмерными требованиями внимания к себе и своим желаниям и делам. В случае активной жизненной позиции они любят выбирать в обществе роль заводилы, но только обязательно самого центрального. При этом они очень болезненно переносят все, что с их точки зрения несовершенно. Для них не так важно завершить начатое, гораздо важнее довести это до идеала. За такими людьми не редко закрепляется слава чудаков и оригиналов.

Те же, кто выбрал путь более пассивный, испытывают затруднения с тем, что бы начать что-то делать. Как можно написать картину если еще не нашел модель? Они находятся в постоянном духовном поиске, пробуя самые разные вещи, но по возможности так и не приступая к более глубокому изучению или деланию. Повышенное внимание таких людей сосредоточенно на собственных ощущениях, это их единственный критерий в своем поиске. Поэтому они требуют такого же уважения к собственным ощущениям и от других людей.

Резюмируя выше сказанное, отметим базовые утверждения, которыми характеризуются нарушения естественных прав:

Право быть – 1. вас нет, 2. меня нет

Обеспеченности – 1. все мое, 2. мне не хватит

Автономности – 1. я всегда прав, 2. я правильный

Независимость – 1. я лучший, 2. я недостаточно хороший

Желать – 1. я не хочу, 2. хочу не я

Достигать – 1. главное процесс, 2. все не важно, поэтому оставьте меня в покое

Здесь: 1 – соответствует активной жизненной позиции при нарушении естественного права, а 2 – пассивной жизненной позиции.